ТРИ ЦВЕТА РАДУГИ
("Гаудеамус-3", Ереван, 1996)
Музыкальная жизнь на территории бывшего СССР продолжается отнюдь не
только в Москве или Санкт-Петербурге. Скажем, вполне успешно прошли
фестивали “Славянский базар” в Витебске и “Gau-III” в Ереване. О последнем и
пойдет речь.
Фестиваль был организован Ереванским молодежным клубом “Арагаст” под
вполне понятным на любом языке девизом “Music For Music”. Характерно, что
данное музыкальное “мероприятие” проводилось не для “галочки”,
поскольку не субсидировалось государственными структурами или какими-либо
партиями, и уж точно не носило коммерческого характера – вход на все
концерты был абсолютно бесплатным. Участники тоже не преследовали каких-то
корыстных или сверхчестолюбивых целей, о чем свидетельствует отсутствие на
фестивале призов и разных наград. Не определялись и места по принципу:
кто хуже, кто лучше. Музыканты собрались поиграть и попеть в свое
удовольствие и на радость благодарным ереванским зрителям, большинство из
которых, как заметили Ваши корреспонденты, молоды (студенты, школьники и
присоединившиеся к ним более старшие ценители). Кстати, среди почетных
гостей фестиваля были имеющая уже культовый статус московская группа
“Крематорий”, исполнители из США и стран Европы. Главным же итогом “Gau-III” можно считать реанимированную надежду на то, что в Армении –
некогда одной из признанных рок-родин стиля “oriental”, есть и будут
музыканты, умеющие делать Музыку.
Итак, раз уж официальные места не присуждались, из всего многоцветья
групп и исполнителей выберем сами, как водится, троих участников, которые
нам понравились чуть-чуть больше всех остальных, тоже хороших.
Маленькая ремарка: красный, синий и оранжевый являются цветами флага
Армении.
КРАСНЫЙ
Когда с утра не хватает спиртного
Любовь – опять нецензурное слово…
Hieronymus Bosch (он же – Майк Босх, он же – Миша Баласанян) и его
песни – явление нетипичное для Армении. Он, пожалуй, единственный
представитель русского рок-романтизма в республике. И в стилистическом
исполнении, и в поэтической традиции исповедует взгляды Башлачева и Науменко,
правда с заметным национальным акцентом. Первый его концерт состоялся 4
марта 1994 года. И вызвал море смеха. Миша пел, что счастье, мол, еще
можно найти на дне бутылки, а душа болит страшнее, чем яйца… нынче стихи
его стали получше, и поет он о том, что купит подержанный самолет,
выпьет самогону с Лео Толстым и что… см. эпиграф. Некоторым его лиричные
непристойности очень даже по вкусу. Кстати, среди некоторых – и некоторые
музыканты “Крематория”.
СИНИЙ
We’ve got the power… in concert
(традиционная надпись на всех майках Ваана).
Ваан – отпетый экзистенциалист, убежденный сторонник ментального
искусства и симфо-рока, соблазнитель умных длинноногих женщин… на первый
взгляд может показаться, что последнее не имеет прямого отношения к музыке.
Однако достаточно вспомнить бессмертные строчки Пушкина “Одной любви
музыка уступает. Но и любовь – мелодия”, чтобы убедиться в обратном. Ваан
исполняет композиции на родном языке, что, однако, совсем не мешает ему
привносить в обычную для рефлексирующего поэта-музыканта блюзовую
скорбь оголенный нерв рок-н-ролльной энергии. Местная музыкальная тусовка
считает его (видимо – небезосновательно) певцом, в котором
исполнительское мастерство гармонично сочетается с mental power и sex appeal. Многие
даже пророчат ему судьбу Науменко и/или Моррисона ереванского разлива
(естественно – без смертельного, как у названных корифеев, исхода). Для
поклонников Ваана его творчество – нечто вроде параллельного искусства
в параллельном пространстве: свободное, как горный ветер и необходимое, как глоток выдержанного коньяка.
ОРАНЖЕВЫЙ
“Востан Айоц” – в переводе означает: а) владение армянских царей;
б) столица Армении.
Группе “Востан Айоц” пошел десятый год. Это единственная по-настоящему
сохранившаяся и действующая команда третьей рок-волны середины
восьмидесятых, когда в Армении появились такие, достаточно популярные и крепко
сбитые группы, как “Аспарез”, “Айас”, “Эллипс”, “Максимум” и другие.
Вместе с тем, несмотря на солидный для рок-команды возраст, нельзя
сказать, что “Востан Айоц” вступил в период, когда воспоминания стали
интереснее творческой реальности. Группа в основном играет фолк-рок, который,
правда, время от времени переходит в предельно жесткий hard’n’heavy. В
такие моменты, особенно если зал не приспособлен акустически или
лажается звукооператор, их выступление – не для слабонервных. Зато сразу
снимается вопрос о глубокой смысловой наполненности текстов – слова
сливаются с нотами и мощными раскатами вырывают из подкорки слушателей все,
что не имеет отношения к исполняемым композициям*. Гораздо удачнее у
“Востан Айоц” получаются акустические концерты, во время которых музыкантам неизменно удается находиться в пределах массовой доступности и
воспринимаемости, одновременно * меломанов и масштабно мыслящих
поклонников.
* - плохо пропечатан текст на журнальной странице, возможны ошибки и
пропуски.
Арман “Марк” Падарян и Лена Оганджанян, журнал "Пульс", сент. 1996 г., Москва.
Фото: Армен Григорян и Bosch за кулисами, "Крематорий" на сцене.
Special thanks to Медwедь (Mikayel Balasanyan).
|