ЗАРУБЕЖНЫЕ РОК-ЗВЕЗДЫ И АРМЕНИЯ
Армянская тема в зарубежном роке
Где только не обнаружишь армянский след! И рок-музыка в этом смысле не исключение. Вспомнить хотя бы огромное число рок-музыкантов с армянскими корнями, играющих в известнейших группах. Ну и, конечно, интереснее находить отзвуки армянского мелоса, знакомые мотивы или просто упоминания Армении в творениях зарубежных рок-групп, порой с первого взгляда ничем не связанных с нашей страной.
Из них первой в хронологическом порядке является рок-группа “The Who”, в свое время занимающая в Англии третье место после “The Beatles” и “The Rolling Stones”. Психоделической песней Джона Кина “Armenia City in the Sky” открывался их классический альбом “The Who Sell Out” 1967 года. Армения в этой песне представляется как некое нереальное место “в небесах”, где можно забыть о всех мирских горестях и заботах. Трудно сказать, что послужило толчком к созданию этой песни, тем более, что расхожее у наших соотечественников мнение, будто ее исполнитель Пит Тауншенд имеет армянское происхождение, не подтверждается. Кстати, чуть позже “The Beatles”, вдохновленные “Джорджией” Р. Чарлза, запели о соседней Грузии…
В 1969-ом на своем альбоме “Middle Eastern Rock” американский рок-музыкант Джон Берберян представил композицию с восточными тонами- “Flying Hye” (“Летающий армянин”). В ее записи использовались как гитара, бас, так и народные инструменты- уд, деф. Успех у песни был большой, и не странно, что даже сегодня, спустя десятилетия, ее используют многие ди-джеи радио США.
Конец 1970-х- эпоха зарождения панк-культуры, а одна из ее основоположниц- известная авангардистка из Германии Нина Хаген. В 1982-ом она выпустила одно из популярнейших своих произведений- композицию “Born in XIXAX”, более известную под неофициальным названием “Radio Yerevan”. Дело в том, что в начале композиции панк-дива кричит на английском: “This is Radio Yerevan” (“Это Радио Ереван”). Поговаривают, будто у нее тоже по отцовской линии есть армянские корни, но это тайна, окутанная мраком…
Новая волна интереса к Армении хлынула после спитакского землетрясения 1988 г., когда с участием величайших звезд рока был записан благотворительный сборник “Rock Aid Armenia”. Одним из активнейших инициаторов этого и некоторых других проектов выступил экс-вокалист “Deep Purple” (известно оригинальное исполнение группой “Танца с саблями” Хачатуряна в начале 1973 г.) Ян Гиллан, в мае 1990 г. со своей группой посетивший Армению. Послушав здесь игру армянского духового инструмента дудука, Гиллан сразу решил включить ее в свою концертную программу. В середине его ереванского выступления вдруг погас свет, и на сцене рядом с Гилланом и британскими рок-музыкантами появились Ара Геворгян (клавишные) и Арсен Григорян (дудук). Эксперимент был принят на “ура”, но его продолжения, к сожалению, так и не последовало. Вскоре дудуком заинтересовались Питер Гэбриел, Майкл Брук и другие.
В последнее время к армянской теме часто обращается американская группа “System Of A Down”. Это и не удивительно: ведь все музыканты группы- армяне. Проблеме геноцида посвящена их песня “P.L.U.C.K.”. Любопытным экземпляром армянской фольклорной музыки является песня “Arto” из второго альбома группы, где партию перкуссий исполняет популярный артист Арто Тунчбояджян. Завораживающая, глубоко впечатляющая мелодия никого не оставляет равнодушным. Вообще, как утверждают некоторые критики, их музыка часто по драйву напоминает армянские застольные песни, ритмику дхола и мелодическую напряженность зурны.
Естественно, к армянской теме нередко обращаются и российские рок-группы.
Первыми среди них были Армен Григорян и его легендарный “Крематорий”. Еще в 1986-ом он написал песню “Себастия”, посвященную трагическим событиям 1915-23 гг. В другой песне “доисторического” периода поется о том, как “армяне все очень любят коньяк”. Лидер группы в своих интервью отмечает, что в их музыке можно найти армянские элементы. К примеру, суперхит “Безобразная Эльза” начинается “электрическим” вариантом танца “кочари”.
Мелодию армянского дудука в песне “Северный цвет” (2001 г.) использовала другая легенда русского рока- Борис Гребенщиков. В роли приглашенного музыканта выступил Дживан Гаспарян.
Аркадий Семенов- бывший участник московской группы “Вежливый отказ”, автор острополитических композиций, в частности- посвященных армянскому вопросу (“Карабах-н-ролл” из альбома “План спасения Константинополя” 1996 г., оформленного картами Великой Армении).
Популярные кавер-версии армянских народных песен представляют молодые московские группы “Дети Пикассо” (“Яман”, “Им гала”, “Сона Яр”) и “Плацента” (“Им перин”).
В заключение хочется вспомнить некоторые армянозвучные имена зарубежных рок-групп: “Hai” (“Армянин”, Аргентина), “George Garabedian & His Royal Armenians” (“Джордж Гарабедян и его королевские армяне”, США), “Zanger” (“Колокола”, Иран), “Аракс” (Россия). И конечно, альбом питерских “Улиц” под названием “Армянская кислота”, который вошел в десятку лучших рок-альбомов России 1996 г.
Ашот Григорян.
газета "Ноев Ковчег", Москва, #8. 2004
Рок и милосердие
На двух экранах- надпись: "7 декабря 1988 года в 11.41 по местному времени землетрясение силой 6,9 балла по шкале Рихтера произошло в северной части Армении..."
Разрушенные до основания дома, груды обломков, лица страдания и горя. Скорбная хроника трагедии... И вдруг из темноты слышатся звуки музыки. Звучит песня группы "Дип Перпл" "Дым на воде".
Так на лондонской студии "Метрополис студиос" состоялось представление пластинки "Рок помогает Армении". На экране- известные певцы и музыканты. Вот у микрофона Иан Гиллан, первый исполнитель песни "Дым на воде". Его сменяет Брайен Мэй из ансамбля "Куин"- один из ведущих в мире гитаристов. Затем появляются все новые и новые "звезды": гитаристы Дэйв Гилмор из "Пинк Флойд", Тони Айомми из "Блэк Саббат", Кит Эмерсон из "Эмерсон, Лейк энд Палмер"... Осуществляет проект "Рок помогает Армении" организация "Лайв эйд Армения", основанная Джоном Ди. Помимо миньона с записью двух песен (вторая- "Паранойя" группы "Блэк Саббат"), она выпустит диск-гигант известных ансамблей, а также видеокассету с фрагментами концертов популярнейших на Западе групп. Все эти записи были предоставлены "Лайв эйд Армения" безвозмездно.
-Мы собрали лучших из лучших- не только музыкантов, но и профессионалов: юристов, консультантов, чтобы собрать максимальную сумму,- объявил на прессконференции Дж. Ди.- Наш спонсор- компания "Харп Дагер"- выделила 150 тысяч долларов. В продаже еще не появилось ни одной пластинки, но у нас уже есть заказы на 250 тысяч долларов.
После пресс-конференции нам, советским журналистам, посчастливилось поговорить со "звездами" наедине. Первым нашим собеседником стал Иан Гиллан. Миллионер, любимец публики, он был одет в скромную рубашку, "бананы" и в кеды, похожие на отечественные.
-Я считаю, что это была прекрасная идея- помочь армянскому народу,- сказал Гиллан.- Кроме того, всегда интересно работать с музыкантами такого класса, как те, которые участвовали в записи пластинки. А вообще-то дело не в деньгах. Мы живем сейчас в удивительное время. Рушатся барьеры и преграды. Сейчас нужно больше понимания, больше человечности. И в этом может помочь именно музыка. Музыка, как я понимаю, поднимается выше языковых, культурных и национальных барьеров, разделяющих людей.
-Почему для записи вы выбрали именно "Дым на воде"?
-Эта песня была написана под впечатлением от катастрофы- сильного пожара. Ее встретили с триумфом. Хотелось бы, чтобы успех сопутствовал сейчас и народу Армении.
Гиллан сообщил, что собирается в скором времени приехать в Советский Союз с гастролями.
Кит Эмерсон знает, что такое землетрясение, не понаслышке. Он был в Сан-Франциско, когда там случилась беда.
-Это действительно страшно. Не дай бог кому-либо испытать подобное...
Как и его коллега. Кит также не прочь побывать у нас в стране.
-С огромным удовольствием принял бы такое предложение,- признался он.
Странное дело! "Звезды" горят желанием к нам приехать. Но приезжают второсортные ансамбли...
О том, как зародилась идея организовать кампанию по сбору средств в помощь Армении, нам рассказал Джон Ди:
-После того как состоялся прямой спутниковый телерепортаж из Армении, показанный в США, я понял: с одной стороны, люди потрясены армянской трагедией, а с другой- до конца не осознают размеров этого бедствия. В то время я уже пять лет работал на поприще благотворительности и решил, что надо помочь. Мы не собираемся останавливаться на достигнутом. У нас есть планы начать запись еще одной пластинки в будущем году, деньги от продажи которой также пойдут на помощь Армении. Вообще-то, мы хотим оказывать такую поддержку постоянно.
-А исполнители получают что-нибудь за это?
-Абсолютно ничего, все делается совершенно безвозмездно. Сейчас мы ведем переговоры с советскими представителями и надеемся, что пластинка "Рок помогает Армении" выйдет у вас в стране.
В это же время намеревается побывать на гастролях в Москве и Ленинграде группа "Блэк Саббат".
-Для помощи Армении,- говорит ее лидер-гитарист Тони Айомми,- я готов сделать все возможное.
-А в Армению вы не собираетесь приехать?
-Мне бы очень хотелось. Кстати, мы с Гилланом уже обсуждали этот вопрос.
Дэйв Гилмор, с искусством которого советские любители группы "Пинк Флойд" в нынешнем году смогли познакомиться воочию, на вопрос, почему он принял участие в записи пластинки "Рок помогает Армении", ответил:
-Моя позиция такова: если есть какое-то полезное дело, в нем обязательно надо принять участие. Так было и в данном случае. Помощь армянскому народу- дело святое. У меня есть несколько друзей из Армении, которые сейчас живут в Англии. И когда меня спросили, буду ли я участвовать в записи пластинки, я ответил: конечно.
И в заключение заслуживающая внимания информация Сэма Джонса- ведущего программы "Бабушкин сундук" на русской службе Би-би-си.
-30 ноября,- рассказал он,- в нашу студию придут Иан Гиллан и Дэйв Гилмор, чтобы напрямую побеседовать в радиоэфире с советскими слушателями. Одновременно мы установим связь с группой "Блэк Саббат", которая в это время будет выступать в Ленинграде. Тот, кто сможет дозвониться в этот вечер в лондонскую студию Би-би-си, получит пластинку "Рок помогает Армении" с автографами всех участников. Надеемся, что в передаче примут участие представители Армении. Мы также направили телекс в Гостелерадио СССР с просьбой организовать одновременную трансляцию этой передачи по Московскому радио.
Добавлю, что отдел рекламы телекомпании Би-би-си снимет фильм об этой радиопередаче. Смонтированный с фрагментами из уже готовой ленты- о диалоге советских слушателей с Полом Маккартни- в полнометражный документальный фильм, он будет демонстрироваться в будущем году на британской национальной выставке в Киеве.
А. Бирюков, А. Сиснев.
(Корр. ТАСС- для "КП"). Лондон.
Итак, 30 ноября с 21.05 до 22.00 (время московское) Би-би-си проводит прямую линию с музыкантами ведущих британских рок-групп.
Телефон в Лондоне- 397-7444. Дозвонившихся ждет приз!
газета "Комсомольская правда", 19 ноября 1989, Москва.
Суперзвезда хард-рока Ян Гиллан
"Вы дали мне все, и я это пронесу со мной по всему свету. Я вас люблю"- Ян Гиллан.
В своем интервью американскому журналисту Лодеру Пол Маккартни сказал: "Хотите, я составлю вам символическую рок-группу из тех музыкантов, которые, как мне кажется, на сегодняшний день лучшие? Вокал- Роберт Плант, гитара- Эдди ван Хален, клавишные- Стиви Уандер, ударные- Фил Коллинз, бас, хоть это и нескромно, но на бас-гитаре буду играть я".
Мнение известного "битла" наверно надо было принять без колебаний. Но если бы у меня возникла идея составить символическую рок-группу, то я поступила бы так: ударные инструменты оставила бы Филу Коллинзу, гитару- Брайену Джонсу, клавишные (а также- второй вокал)- Элтону Джону, бас-гитару "нескромно" сыграл бы Маккартни, но на вторую бас-гитару или ритм-гитару пригласила бы Дэвидa Гилмора. В такой группе музыкантов-исполнителей надобно, чтобы звучал голос Яна Гиллана.
Ян Гиллан, то есть "Deep Purple", "Gillan", "Jesus Christ Superstar"; Ян Гиллан, то есть мятежное сердце шотландца и чистая душа горца. Ян Гиллан, то есть искания честного художника и готовность, суперзвезда хард-рока и... море чувствительности...
Английская фирма "Баруччи Леже Энтерпрайз", которая организует гастроли эстрадных звезд в Советском Союзе (Сюзи Куатро, "Имеджинейшен"), в этот раз в Москве, Ереване, Тбилиси, Махачкале, Нальчике, Орджоникидзе, Волгограде, Киеве любителям рок-музыки дала шанс встретится с Яном Гилланом.
Несколько исполнений безумного рока, и он попросил всех утихнуть, "стать одним ухом" и послушать мелодию, которая сильно расстрогала его: "Этот музыкальный инструмент ранил мое сердце. Он мне напоминает музыку кантри".
Не знаю, какое сходство нашел певец между нашим грустным дудуком и кантри-музыкой, на очевидно, что он остался не только инициатором "Альбома землетрясения" и передачи Армении его прибыли в один миллион фунтов стерлингов, но принес нам Песню и здесь не только увидел, но и ПОЧУВСТВОВАЛ боль Армении. В этом я убедилась во время нашей беседы...
*
-Мистер Гиллан, прежде всего я приветствую Вас в Армении. Скажите пожалуйста, когда родилась идея приехать в Армению и кто организовал Ваш визит?
-Этот мой тур в Советском Союзе вполне независим от всякого рода ответственных инициаций и не связан с деятельностью организации "Жизненная помощь Армении". Это просто обычная, профессиональная поездка.
-Когда говорим Ян Гиллан, сразу вспоминаем рок-оперу "Jesus Christ Superstar" Вебера и Райса и, естественно, Ваше исполнение.
-О, очень благодарен! Тогда я был очень молодым. Теперь чувствую, что во время поездки я очень устал. Неделю тому назад я простудился, сейчас беспрерывно кашляю, трудно дышу. Но день ото дня себя чувствую лучше и уже могу петь, как тот Гиллан.
-Не намерены продолжить сотрудничество с Вебером?
-Новые работы с Эндрю Ллойд Вебером? Нет, не думаю. То было фантастическим опытом. Мы сделали что-то особенное, из ряда вон выходящее. После этого много было таких работ. Потом мы пошли по разным направлениям, теперь музыка у нас разная.
-Гете говорит: "Остановись мгновение, ты прекрасно!". Какое мгновение Вашей жизни Вы хотели бы остановить?
-Эх, это очень трогательный, проницательный вопрос, и я хочу дать хороший, не очень простой ответ. Когда я буду совсем старым, когда мне нечего будет сказать, не будет слов, когда не смогу больше петь, никому не буду полезным, когда стану конченным человеком, немного сумасшедшим, тогда... Но до этого я чувствую себя довольно сильным.
-Речь идет не о прощании со сценой, не о том, что нечего будет сказать, а о продлении, остановке на миг лучшего мгновения жизни.
-Я не сторонник остановки жизни. По моему, его надо снова возобновить.
-Ладно, в этом случае сформулирую вопрос так: какое мгновение из четырех дней пребывания в Армении Вам больше понравилось, что будете помнить потом?
-У меня такое чувство, что в Армении что-то заторможено, стоит. 19-го мая я был в Спитаке. Думаю, самое существенное я услышал от друга мэра. Он мне сказал, что после землетрясения на свадьбах никогда не звучит музыка. Он также добавил: "По моему, это неправильно. Мы должны оплакивать наши потери и жертвы, должны всегда помнить происшедшее, но рано или поздно музыка здесь должна возобновиться".
И когда армянский народ внутренне будет готов возобновить музыку, мы отметим эту дань памяти, выраженной умолкшей музыкой, своеобразным фестивалем и превратим это в знаменательное событие, в праздник. Одним словом, когда я услышал, что скоро там на свадьбах прозвучит музыка, это для меня было великолепным моментом. Мне кажется, жизнь надо не приостановить, а начинать заново.
-Мистер Гиллан, Вы для Армении организовали концерт и своеобразную конференцию по BBC. Желающие могли дозвонится по прямой телефонной линии. Вы ждали вопросов из Армении и часто спрашивали ведущего программы, нет ли вопросов. Но телефонный номер в центральной "Комсомольской Правде" был напечатан неправильно. Что Вы почувствовали, что подумали, когда в течении трехчасовой программы не поступило ни одного вопроса из Армении?
-Знаете, тогда у меня были предположения, но теперь очень хорошо понимаю. С первого дня пребывания в Армении пытался по телефону дозвониться жене и оказалось, что это совсем нелегко.
Но думаю, мир изменяется. Не только благодаря политикам, политике и религии, но в частности, и усилиями музыкантов: конечно, это не касается больших вопросов, но маленькие вещи изменяются, и это одухотворяет людей. Сейчас я уверен, что народ пришел на концерт, чтобы сказать: "Привет, я тебя люблю!".
-Хотите сказать, Вы не были уверены, что в Армении Вас знают и любят?
-Конечно нет, потому что я в Армении не бывал никогда. Я сбился с толку, ничего не понимал. Единственный, кто позвонил в BBC из Армении, был то-ли премьер-министр, то-ли президент. Одним словом, он позвонил и я его услышал. Правда, не понял, что он сказал, но почувствовал, что это было слово благодарности и приветствия к англичанам.
Снова хочу отметить, что мир изменяется. Мне кажется, мы все становимся одной семьей и все более инициативны. После многовековой глупости, политических и религиозных войн, думаю, что народ (простой народ, а не верхушки- fat cats) наконец-то понял, что мы можем общаться. Общаться в таких простых вопросах, как жизнь и музыка. И поддерживать друг друга в любых обстоятельствах. Я не уверен, но это говорит мне сердце.
-Что любите больше всего?
-Что люблю? В равной мере я люблю петь, быть с музыкантами, обьезжать мир и играть. Это для меня все, как и семья- жена, дочка. Моей дочери 6 лет. Вчера я говорил с ней по телефону, она плакала от того, что ее отец не с ней. Для нее трудно понять, что ее отец профессиональный музыкант и должен разьезжать по миру. Когда подрастет, надеюсь поймет, почему я ее оставлял дома, в школе, у матери. Поймет, что я не брал ее со мной по одной лишь причине, что я люблю ее. Но это- позже.
-А что Вы ненавидите больше всего?
-Это запутанный вопрос, и ответ тоже будет запутанным. Больше всего ненавижу глупости, вызывающие смуту. Я очень уважал, и теперь с величайшим уважением отношусь к тем людям, кто верит своему Богу. До 14-ти лет я рос как обычный христианин. Потом, когда прочел Библию, почувствовал, что я рьяный верующий.
Я читал в книгах и слышал рассказы о том, как люди воюют из-за веры к своему Богу. Думаю, любая религия призвана передать сердцам людей лучшие чувства, исполненные верой, и я хочу думать, что однажды религия и ненависть перестанут быть синонимами. Это резюмирует все то, что я пою о политике и религии. Существует своеобразная самоуверенность в отношении к своим: мы правы, вы- нет. Все это приводит к раздорам, к войне. Я хочу тратить свои силы на музыку, литературу и на разные направления искусства и тем самым приносить пользу сердцам людей, так как нет раздора или войны в музыке.
По моему, будущее не за национальностями или религиями, не за армянами, турками, русскими, азербайджанцами, французами, англичанами, японцами, южноафриканцами, американцами или немцами. Будущее принадлежит всему людскому роду, всему человечеству, единому, как один народ. Будущее за взаимопониманием всех народов. Это очень безумная мечта. Знаю, каждый может сказать: "Ха-ха-ха, ты дурак, потому что мы сильные, мы то да се, черные, белые, красные, желтые". Знаю, моя мечта безумна, но другой возможности существования просто нет. Таким образом, я считаю, что человечество может существовать только как единый народ, в противном случае у него не будет никаких шансов на существование...
-К сожалению, мы мало-что знаем о Ваших песнях последних лет. Расскажите несколькими словами о Ваших работах последних лет, пожалуйста!
-Сейчас в "Deep Purple" трудное положение. Я перестал петь с ними. В группе все как-будто обезумели. Я больше не в ее составе. Там всегда было очень трудно. Все время идут какие-то споры, сам не знаю- почему. Я до сих пор в своем сердце храню большую любовь и уважение к участникам этой группы. Очень горд, что когда-то был в "Deep Purple".
Я ушел из группы, но забастовку не обьявил. Теперь мое будущее с моей группой, участники которой- чудесные просто ребята: ударные- Тед Маккенн, гитара- Стив Моррис, бас-гитара- Крис Глин, клавишные- Томми Эйр, ритм-гитара- Мик О'Донег и второй вокал- Дэйв Ллойд. Мое будущее с этой группой и моей семьей. Теперь я люблю музыку, сцену и путешествия более, чем когда-либо. Я всегда их любил, но сейчас выше ценю их значимость.
И думаю, только теперь я обнаружил, что забыв о деньгах, находишь полное умиротворение.
-Мистер Гиллан, я хочу подарить Вам этот маленький хачкар (дословно- камень с крестом, средневековые армянские памятники- пер.). Крест- это символ всех христиан, хачкар- символ Армении. В них отражается душа армянского народа. Хочу, чтобы Вы взяли его с собой.
-О, очень благодарен! Как хорошо задумали! А душа?... Да, большое спасибо.
Когда армянский народ снова будет готов для музыки, мы устроем большой международный фестиваль, целью которого будет возобновление музыки в Армении. Это будет в следующем году, или 2 года спустя, не знаю (к сожалению, углубление тяжкого социально-экономического положения страны помешало осуществлению этого проекта- пер.).
Когда армянский народ будет готов, мы приедем и подарим ему музыку.
-Рады будем снова приветствовать Вас.
-Спасибо!
Беседу вела Анна Карапетян.
журнал "Гарун", Ереван, #8. 1990
Перевод Ашота Григоряна.
Ян Гиллан: "Я с Арменией..."
Эти 4 дня были настоящим праздником для столичных любителей "хард-рока". Не вмещающийся в этом направлении современной музыки, питающийся традициями классики и охватывающий тончайшие складки психологии гражданина мира, вокалист неповторимой группы "Deep Purple", исполнитель главной роли рок-оперы "Jesus Christ Superstar", легендарный Ян Гиллан побывал в Армении.
Однако, концерты известной звезды не были очередными гастролями. В Армению и в Союз Гиллан приехал с особой целью: доходами от своих концертов помочь Армении, залечивающей раны после землетрясения. И вот, в эти 4 незабываемых дня трудно было выкроить время у певца для интервью: почитатели, ереванский чуткий и опытный зритель везде Яну оказывал достойные почести. И Гиллан не хотел никого разочаровать. Не могу не вспомнить, как, заметив в фойе гостиницы "Двин" дожидающихся его юных музыкантов, он сразу намекнул членам своей группы- гитаристу Стиву Моррису, бас-гитаристу Крису Глину, ритм-гитаристу Мику О'Донегу, ударнику Теду Маккенну, клавишнику Томми Иэру и второму вокалисту Дэйву Ллойду, своими автографами сделать сюрприз парням-музыкантам. Так просто и неприкрашенно, так чутко! Близко знающий Гиллана "импрессарио", директор организации "Жизненная помощь Армении" Джон Ди отмечает, что в декабре 1988 г., после первого же намека Гиллан не только организовал запись "Альбома Землетрясения" с участием рок-звезд (стотысячный тираж которого был продан за 4 недели), но и в добавок к помощи английского правительства в 5 миллион фунт стерлингов, весь доход от альбома- один миллион фунт стерлингов сразу передал Армении. И вот, кажется, не довольствуясь оказанной помощью, Ян теперь дает благотворительные концерты, а впереди снова запись благотворительной пластинки с группой Стаса Намина...
-Что Вы знали об Армении и армянском народе до землетрясения.
-Я родился и рос в Шотландии, моя мать коренная шотландка, а судьба родителей отца запутана... Но не пытаясь искать общие корни, скажу, что и в Британии, и в Америке я часто был окружен армянскими друзьями, армянской средой. И зная армянского человека, я всегда представлял Армению красивым оазисом с высокой культурой, с горносердным и великодушным, как на моем родине, народом. Как-то, работая над партией Христа в рок-опере, или в другой раз, точно не помню, я узнал, что армяне первыми приняли христианство как государственную религию. Но будучи детьми Христа, давайте не забудем, что мы еще и правнуки Ноя, и я никогда не хотел, чтобы религия разделяла людей. В первую очередь я в человеке ищу качества, достойные уважения, и пусть каждый верующий во-первых устремится к самоочищению, пусть вокруг Арарата будут жить достойные Человека люди.
-Мало, наверно, поблагодарить Вас за помощь, но наш народ сегодня сколь нуждается в материальной помощи, столько же- в духовной опоре. Не намерены ли Вы организовать концерты звезд рок-музыки в Армении?
-Вчера я побывал в Спитаке. Там свадьбы пока-что без музыки. А когда прозвучит первая зурна, я снова приеду в Армению и прямо в Спитаке сорганизую большой фестиваль рок-музыки. Может, даже снова обвенчаюсь с женой- согласно законам армянской церкви.
-Что пожелаете нашему читателью?
-Пожелаю то, что человек может только пожелать себе и своим детям. Не разделяйте меня от себя, я с Арменией, рядом с вами!
Т. Рштуни.
газета "Ерекоян Ереван", 31 мая 1990, Ереван.
Перевод Ашота Григоряна.
Борис Гребенщиков об армянской музыке
На свете есть один великий инструмент. Он называется дудук. Это армянская дудочка, сделанная из дерева абрикоса. И есть один великий музыкант - Дживан Гаспарян. Он играет на дудуке так, что вынимает душу. Когда-то много десятков лет тому назад мне в руки попала пластинка "3-я Международная трибуна стран Азии и Африки", где Дживан играл какую-то свою народную мелодию и я был поражен красотой и печалью этой музыки. Поражен в самое сердце. Вероятно, я очень сильно тогда сформулировал про себя какое-то затаенное желание. Прошло очень много времени и это желание, как водится, исполнилось - мы познакомились и Дживан сыграл вместе с Аквариумом. Так что желайте, друзья мои, желайте от чистого сердца - и ваше желание исполнится.
Дживан Гаспарян начал играть еще в детстве, когда - во время войны - увидел в кинотеатре дудукиста, сопровождающего немые фильмы. Он подошел к музыканту и сказал: "Я тоже хочу играть так". Старый музыкант посмотрел на него, видимо увидел какой-то знак и дал ему свой запасной дудук. Сказал: "Научись и приходи через год".
Так начался великий путь. В юности Дживан даже выступил перед Сталиным - а теперь играть с ним считают за честь Питер Гэбриэл (Peter Gabriel) и Брайан Мэй (Brian May). Когда его спрашивают: "Дживан, как вы так хорошо выглядите?", - он отвечает: "Ничего для этого не делал, жирное кушаю, вино пью, музыку всю жизнь от души играю". Золотые слова!
Дживан Гаспарян
Одна из прекраснейших и печальнейших музык Земли.Что-то в Армении на самом деле есть берущее за сердце - недаром один из лучших французских шансонье Шарль Азнавур - армянин.
Но есть на этом поприще и совсем новые имена. Вот, например - Арто Тунчбоячан - перкуссионист мирового класса. Родился в Турции, потом переехал в Америку - и в его музыке естественно переплетаются ноты и ритмы всего этого региона. Он играл с Доном Черри (Don Cherry) и Джо Завинулом (Joe Zawinul), с Элом Димеолой (Al Di Meola), Полом Уинтером (Paul Winter) и Орегоном (Oregon); Его называют то народным музыкантом, то авангардистом, а сам он лишь посмеивается: "я играю звуки своей жизни".
А вот совсем замечательный пример сотрудничества - Арто и певец группы System Of A Down, Серж Танкян встретились по принципу "рыбак рыбака видит издалека"; Танкян увидел Арто, когда тот выступал в Лос-Анжелесе на вручении музыкальных наград, играя на бутылке из-под Кока-Колы. Они сошлись - и записали вместе удивительный альбом, Serart, в котором сходятся несопоставимые элементы музык всего мира.
Борис Гребенщиков.
Радио Аэростат на Радио России, Vol. 29, 4 декабря 2005. на фото: БГ после концерта, окт. 2007 (автор- Ашот Григорян).
Концерт к 80-летнему юбилею Дживана Гаспаряна
Достаточно длинный по времени концерт, посвященный 80-летнему юбилею мастера дудука, был воспринят на одном дыхании. Режиссура, конферанс, техническое обеспечение - все на сей раз было на высоте. Ну а про уровень исполняемой музыки и говорить не приходится. Шутка ли, в Ереване, на одной сцене в течение одного вечера выступили музыканты из России, Америки, Англии, Италии и причем какие! Услышать такие имена любители рока, нью-эйджа, фолка, джаза мечтают всю жизнь.
Алан Парсонс - легенда британского рока, Борис Гребенщиков - основатель и гуру рок-движения в России, Дерек Ширинян - многолетний партнер монстров американского рока, Зуккеро - суперзвезда европейской поп- и рок-музыки, уникальный музыкант стиля уорлд-мюзик Педро Юсташ, наконец, мегамузыкант Питер Гэбриел сделали концерт незабываемым. Под стать мировым звездам выглядели и наши музыканты, певцы и танцоры, которых ведущий концерта Дмитрий Дибров метко назвал “интеллигенцией армянской сцены”.
Армен Манукян.
Концерт - 80 лет Дживану Гаспаряну, 2009. на фото: БГ во время концерта в ереванском СКК, 2009.
Йен Гиллан и Тони Айомми получили высшие награды Армении
2 октября знаменитые рок-музыканты - вокалист Deep Purple Йен Гиллан и гитарист Black Sabbath и Heaven & Hell Тони Айомми прибыли в Армению, чтобы еще раз почтить память 25 тысяч жертв разрушительного землетрясения, которое 7 декабря 1988 года практически стерло с лица земли практически все города и села севера республики.
В те дни армянская трагедия потрясла не только жителей Советского Союза. Оказать помощь, выразить поддержку спешили люди из всех уголков Земли. Среди тех, кого происшедшее не оставило равнодушным, были и знаменитые британские рок-музыканты, устроившие несколько благотворительных концертов и записавшие совместный альбомы, все деньги от продажи которого были направлены в Армению. А инициатором этой кампании, названной Rock Aid Armenia, был музыкант и продюсер Джон Ди. Одна из британских благотворительных организаций направила его в Армению, чтобы он снял клип о последствиях землетрясения. Увиденное произвело на Ди такое глубокое впечатление, что он решил сплотить музыкантов вокруг своей идеи оказания помощи пострадавшим. На его призыв откликнулись Led Zeppelin и Deep Purple, Black Sabbath и Iron Maiden, Queen и Pink Floyd, Rush и Rainbow, ELP и Asia, и другие известные исполнители.
Побывав в Гюмри (бывший Ленинакан) и Спитаке, которые наиболее всего пострадали от буйства стихии, Йен и Тони сказали, что в этих городах произошли огромные положительные изменения. О трагедии напоминают лишь руины отдельных строений, оставленных как память об этом событии, и памятники погибшим.
Затем музыканты вернулись в Ереван, где их принял премьер-министр республики Тигран Саркисян. Премьер объявил, что за помощь, оказанную народу Армении в те тяжелейшие дни, музыканты удостоены одной из высших наград страны - Ордена Чести. Тем же указом президента Орден Чести получили Брайан Мэй (Queen), Дейвид Гилмор (Pink Floyd), Джефф Даунс (Asia) и, конечно, организатор и вдохновитель кампании помощи - Джон Ди. "Я не мог себе представить, что буду вручать награды людям, фанатом которых я являюсь. Сегодня один из самых счастливых в моей жизни", - заявил при этом премьер-министр. Поблагодарив власти республики от имени всех кавалеров Ордена Чести, Йен Гиллан обрадовал всех армянских поклонников рока сообщением, что весной он посетит Армению с концертами.
Армен Ханбабян.
"Российская газета", 02.10.2009. на фото: Ян Гиллан во время встречи с ереванскими поклонниками, окт. 2009 (автор- Ашот Григорян).
Другие материалы
Журнал "Times" о рок-фестивале "Ереван-81"
Ян Гиллан и Тони Айомми запишут благотворительные песни в помощь Армении
Ян Гиллан: "Я словно нахожусь на своей духовной родине"
Очередное волшебство Deep Purple произойдет завтра в Ереване
Азерагитпроп получил щелчок по носу от Яна Гиллана
Лидер рок-группы Jethro Tull назвал уникальной возможность выступить с концертом в Ереване
"Почему бы и нет?" – ответил Гребенщиков на приглашение выступить в НКР
НАЗАД
|